ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0002-01-2025-004031-62 |
Дата поступления | 03.03.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере пенсионного обеспечения → решений фонда пенс. и соц. страх. РФ, его региональных отделений, негосударственных пенс. фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Судья | Никандрова Светлана Александровна |
Дата рассмотрения | 19.06.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 03.03.2025 | 12:15 | 03.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 04.03.2025 | 08:12 | 04.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 05.03.2025 | 13:17 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 06.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 05.03.2025 | 13:17 | 06.03.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 05.03.2025 | 13:18 | 06.03.2025 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 14.05.2025 | 10:00 | №254 | Назначено судебное заседание | 06.03.2025 | ||||
Судебное заседание | 19.06.2025 | 15:15 | №254 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) | 14.05.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 03.07.2025 | 19:24 | 03.07.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области | ||||||||
ИСТЕЦ | Хоминец Мария Васильевна |
Дело № 2-7078/2025 78RS0002-01-2025-004031-62
19 июня 2025 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Никандровой С.А.,
при секретаре Еремеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хоминец М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и <адрес> об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Хоминец М. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просила признать незаконным решение ответчика от 25.11.2024 № 699879/24 в части не включения в страховой стаж периода работы с 01.01.1991 до 01.01.2002 в Подпечеровской средней школе Тысменицкого района Ивано-Франковской области Украины в должности учителя трудового обеспечения (швейное дело); возложить на ответчика обязанность включить указанный период в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В обоснование требований истец указала, что ответчиком отказано в назначении ей страховой пенсии по старости. Названное решение истец полагает незаконным, не соответствующим действующему законодательству в сфере пенсионного обеспечения, в связи с чем обратилась с настоящим иском в суд.
Представитель истца Хоминец М. – Кузьмин А.Б., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, Хоминец М. является гражданкой Украины, на основании решения ГУМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 13.03.2024 № 846/2024/78, получила вид на жительство иностранного гражданина (л.д. 13-14).
Истец Хоминец М. 30.08.2024 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 61-65).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.11.2024 № 699879/24 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием правовых оснований (л.д. 40-41).
Из представленных в материалы дела документов следует, что при определении права Хоминец М. на получение страховой пенсии по старости, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области установлено, что период работы истца согласно трудовой книжке с 01.01.1991 по 02.09.2002 протекал на территории Украины; данный период не подлежит зачету в страховой стаж в связи с прекращением действия Соглашения СНГ от 12.03.1992 и на основании статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в СФР. Страховой стаж истца составляет 23 года 03 месяца 07 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 26,797.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
13 марта 1992 года между государствами - участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистан, Республикой Узбекистан, Украиной) подписано Соглашение «О гарантиях прав расти государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до 01.01.1991 в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2023 № 3215-О следует, что согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно статье 11 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, засчитываются в данный стаж при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение страховой пенсии в части 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пенсионное обеспечение лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и имеющих стаж работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, обратившихся в пенсионный орган на территории Российской Федерации за назначением пенсии после денонсации Российской Федерацией Соглашения от 13.03.1992, то есть после 01.01.2023, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, которым предусмотрено, что периоды работы (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Украиной в настоящее время не заключен.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией, учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 2 Федерального закона от 11.06.2022 № 175-ФЗ, который вступил в силу 30.06.2022, «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», действие Соглашения для Российской Федерации прекращено с 01.01.2023. Денонсируемое Соглашение было заключено 13.03.1992 участниками Соглашения являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с оговоркой), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Документ был принят исходя из необходимости защиты пенсионных прав граждан СНГ. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несло государство, предоставляющее обеспечение. Пенсии для жителей СНГ назначали, учитывая весь трудовой стаж и заработок, приобретенные на территории СССР до 1992 года, а также на территории стран СНГ с 1992 года. Выплату пенсии осуществляло государство, в котором человек постоянно жил, даже если у него другое гражданство. При переселении выплата назначенной пенсии могла быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права. Взаимные расчеты не производились, если иное не было предусмотрено двусторонним соглашениями (статья 3 Соглашения). Соглашение распространялось на все виды пенсий, которые назначались по месту жительства граждан. При отсутствии таковых будет применяться национальное законодательство.
Таким образом, Соглашение между государствами-участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, денонсировано Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 01.01.2023, в соответствии со статьей 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и пояснения сторон, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Хоминец М. о признании незаконным решения ответчика от 25.11.2024 № 699879/24 в части не включения в страховой стаж периода работы с 01.01.1991 до 01.01.2002 в Подпечеровской средней школе Тысменицкого района Ивано-Франковской области Украины в должности учителя трудового обеспечения (швейное дело), возложении на ответчика обязанности включить период, протекавший на Украине после 01.01.1991, в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, поскольку Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанное в Москве 13.03.1992, в связи с чем, с 01.01.2023 решения о назначении пенсии принимаются без учета Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, при этом судом отмечается, что с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии истец обратилась после денонсации указанного соглашения, в материалах дела отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России за истца в спорный период.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Хоминец М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
/Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2025 года/
